Золотая Мьянма 2025,  Новости

Золотая Мьянма. Жизнь на воде.

Альбом о жизни на воде озера Инле. В 17 деревнях над водой живёт около 80 тысяч человек. Есть деревни, построенные  частично на земле, частично на воде. А есть и целиком надводные. И, что ещё удивительнее, это огромные огороды прямо на воде! С воды это плохо видно, а  на картах Гугл можно разглядеть довольно хорошо. То, что на снимке ниже, это всё на воде озера, не на земле. Если верить спутниковым снимкам, то площадь плавающих огородов занимает более 50% озера.

Мы проживали в городке Ньоншуэ на северном берегу озера.

Отсюда туристов на специальных лодках возят на само озеро и к разным интересным местам. Лодки с мотором комфортные с персональными креслами.

По пути к озеру остановились у монастыря Шве Ян Пьяй. Это действующий монастырь 19 века построенный из тика. Здание приподнято над землей на сваях, чтобы избежать подтоплений в сезон дождей. В монастыре Шве Ян Пьяй по сей день живут мальчики, изучающие учение Будды.

Удивила необычная каменная постройка на углу монастыря. Глухой квадрат из коридоров с нишами под статуэтки Будд.

В центре ступа и крытые подходы к ней.

На подъезде к Ньоншуэ мы сделали остановку, чтобы снять рисовые поля на закате.  

Все лодки, которые мы видели на озере Инле, узкие и плоскодонные. Длина может быть разной. Их используют для передвижения, для рыбалки и для доставки грузов.  

Раньше рыбу ловили плетёными корзинами. Сейчас ловят сетями. Всё остальное так же. Только ещё появились моторы у некоторых лодок.

Во время ловли рыбак стоит на носу лодки и закидывает/вытаскивает сеть. С помощью локтя и ноги рыбак держит весло, которым иногда подгребает в нужную сторону.

Этот способ грести веслом с помощью ноги особенность местных рыбаков. Со стороны это похоже на танец.

Особенным знаком отмечено в озере место, где во время одного праздничного шествия на лодках со статуями пяти Будд в 1965 году произошло кораблекрушение. Лодка перевернулась, и статуи Будд упали в воду. Четыре статуи нашли и вернули в пагоду Пхаунг До У (о ней будет рассказ дальше), а пятая статуя будущего Будды пропала. Но на следующий день она чудесным образом оказалась в храме вместе с остальными. С тех пор в праздничное шествие отправляются только четыре статуи. Пятая всегда в храме. Завершение памятного знака в виде птицы хинта повторяет украшение королевской баржи, на которой возят по деревням статуи Будд.

Плавучие огороды явление рукотворное. Они сами по себе отдельная достопримечательность. Почти все томаты Мьянмы выращиваются именно на них.

Если огород далеко от дома, то на нём строят подсобку, как и на наших огородах.

А мы тем временем подплыли к монастырю Нга-Пхе-Чьянг. Его ещё называли монастырем прыгающих Кошек. Но сейчас дрессировку кошек запретили и это просто монастырь на воде.

Монастырь известен богатой коллекцией деревянных Будд. Их здесь порядка 70.

Рядом с монастырем идёт стройка. Хотел написать без единого гвоздя, но нет. Гвоздями прибиты ровные бруски к бамбуковым палкам, на которых они лежат. А вот эти бамбуковые палки не прибиты, а привязаны к столбам и вертикальным бамбуковым палкам. Что строят не понятно. Но как они это делают без настилов – это удивительно.

Проплывая по каналам, встречали иногда запруды с разрывом посередине. Видно, что уровень за запрудой немного выше и вода переливается в отверстие. Вероятно это для регулирования потока.

Лодки разгоняясь лихо преодолевали эти водные ступеньки.

В этих каналах, по которым мы плыли, местные стирали и умывались.

Если посмотреть на карту, то деревня Индейн примерно в 7 км от озера Инле. Но когда мы плыли по каналу, это не почувствовали.

Деревня знаменита тем, что рядом находится почитаемая буддистами одна из древнейших пагод Мьянмы — Шви Индеин пагода. От деревни до пагоды тянется крытый проход порядка 600 метров.

Вокруг Шви Индеин пагоды было построено с 12 по 18 век порядка 4 000 ступ. Сейчас сохранилось примерно 2 000.

Ближе к деревне ступы полуразрушенные, заросшие кустами, аутентичные.

Ближе к пагоде ступы отреставрированные, покрашенные и позолоченные.

Место впечатляющее. Мы даже поднялись на холм по козьей тропинке, но вид оттуда так себе.

Ступы надо разглядывать вблизи. Тогда видны детали.

По дороге от лодки к пагоде немного посмотрели деревню. Здесь всё очень просто.

Детей со школы развозят в кузове грузовичка. Есть табуретка, чтобы было легче забраться.

Ближе к пагоде нас встретили девчата племени Шан, торгующие платками и шарфиками. Шарфики хорошие. Женщин племени Шан легко узнать. У них на голове намотано полотенце.

Вот так выглядит местный рынок в нерабочий день.

В реке стирают и с мостков, и так.

А бельё сушат тут же на бамбуковых распорках или просто раскидав его на берегу.

На воде построены не только жилые дома. Есть отели, монастыри, магазины и фабрики. Туристов завозят в магазин ручных изделий (шарфы, платки, сумки, изделия из камня и дерева).

Там, прямо за работой, мы застали длинношеею женщину племени Падаунг.

Падаунги с пяти лет надевают девочкам на шею медные кольца для вытягивания шеи, пока они не вырастут.

На фабрике мы увидели рождение ниток из стеблей лотоса. Стебель надрезается, и куски тянутся в разные стороны.

Между них появляются нити. Из них потом ткут очень дорогую ткань.

Всё вручную, без электричества.

Конечно мы посетили одно из самых почитаемых мест на озере Инле – пагоду Пхаунг До У. Именно в ней хранятся 5 Будд текущей кальпы: 4 Будды прошлого Кракуччханда, Канакамуна, Кашьяпа, Гаутама и Будда грядущего Майтрейя.

Они настолько обклеены сусальным золотом, что трудно разглядеть в них образ Будды. Да, это именно те Будды, о кораблекрушении которых я рассказывал в начале.

На закате мы приплыли в деревню Майнг Таук, прославившуюся своим тиковым мостом длиной 450 метров.

Красиво, но закаты над рисовыми полями мне показались красивее.

Утром успели немного погулять по городку Ньоншуэ.

Встретили рассвет у озера.

Посмотрели местную пагоду Шветангу.

И пагоду Яданар Манаунг, увенчанную ступенчатой ступой.

Уже уезжая из Ньоншуэ, увидели крестьян, работающих на рисовом поле.

На этом наше путешествие по очень необычной стране Мьянма закончилось. Это было первое погружение в страну Юго-Восточной Азии. Совсем другой мир, другой образ жизни, другие ценности и философия жизни.