Непал. Катманду туристический. Пашупатинатх.

Продолжение. Предыдущий рассказ здесь.

Вход в храм Пашупатинатх.

Сказать, что это впечатлило – ничего не сказать. Я читал о Пашупатинатх на туристическом сайте. Еще тогда задумался: идти – не идти? Все-таки далеко от нашего обычая прощания с умершими. Непальцы же относятся к телу как к сосуду, где временно находится душа. Что в принципе правильно для всех религий. И мне кажется совсем не обязательным хранить тело в могиле. Все же понимают, что с ним произойдёт через несколько десятков лет. И использовать его еще раз в какой-то следующей жизни в раю будет невозможно. Отсюда непонятно и ощущение страданий в аду у горящих грешников. Это выглядит неправдоподобным. Но я отвлёкся от темы. Вернёмся в Непал.

Приют для нищих и ожидающих смерти.

Мы решили все же сходить в Пашупатинатх и увидеть всё своими глазами. Показать это место согласился один из наших докторов Дили. С ним у нас установились очень дружественные отношения. Мы даже научили Дили играть в кости, чем и развлекались в клинике по вечерам.

Я и Дили.
Золотой телец.

По пути к реке Багмати, мы проходим мимо монастыря с огромным золотым тельцом, куда неиндусов не пускают, с одной стороны дороги и дома престарелых, где доживают свои дни одинокие старики, с другой стороны дороги. Пашупатинатх является самым важным в мире святым храмом Шивы. Покружив вокруг монастыря, посмотрели через забор на золотого тельца и попробовали его сфотографировать. Поснимали и гуляющую вокруг живность.

Семейка.
Золотой телец.
Вид на монастырь с другого берега.

Выйдя к берегу, мы оказались в месте, где прощаются с умершими. Мост через реку Багмати делит набережную с кострами на две зоны. Выше моста по течению реки находятся более дорогие места погребальных костров. На одном из них когда-то сжигали тело предыдущего президента. Ниже моста по течению реки расположены места для погребальных костров простых людей. Работа шла и там, и там. Мы расположились выше моста на противоположном берегу и стали слушать пояснения Дили.

Здесь места для богатых.

Вот как все происходит в Непале. Как и во всех странах, смерть человека констатирует врач и выдает свидетельство о смерти. Потом родственники записываются в очередь на процедуру сжигания. Тело умершего готовится к обряду в прилегающих зданиях. Как я понял, умершего моют, смазывают маслами, раздевают, кладут на носилки и покрывают все кроме головы куском ткани.

Места для простых.
Зрители.

Затем тело выносят на берег реки и кладут так, чтобы ноги были частично в воде. Потом каждый родственник, дабы убедиться, что человек действительно умер, черпает руками воду из реки и брызгает умершему в рот, в глаза, на шею и куда еще придумает, пытаясь разбудить человека. И вот если эти манипуляции не помогают, тело несут на предварительно сложенный специальными людьми костер. Считается, что правильное выполнение погребального ритуала способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации.
После непродолжительного прощания старший мужчина поджигает костер. Некоторое время родственники стоят, потом уходят, не дожидаясь полного сгорания. Тут снова подходят специальные люди и ворочают костер до полного сгорания. Когда почти все сгорело, остатки скидываются в реку. Так освобождается место для следующего клиента. Все.

Мост через Багмати. Слева места для зрителей, справа для погребальных костров.

Не надо никаких кладбищ и памятников. Наблюдая за всем этим, я склонился к кремации еще больше. И напрягать родственников уходом за могилкой в нашем гнилом климате, да и просто занимать место на кладбище где столько мертвых – не хочу. Пусть лучше вспоминают меня дома в тепле и уюте, если заслужил.

Поливание водой покойницы.

Вот такие мои размышления неожиданно прервал возглас Дили. Смотрите, смотрите! Дили взволнованно бегал и тыкал пальцем в сторону группы, проводившей процесс поливания водой умершей родственницы. По его возбужденному поведению мы поняли, что что-то пошло не так. Дили сбивчиво объяснил нам, что во время этого обряда «умершая» подала признаки жизни. Родственники засуетились вокруг женщины. Кто-то позвал служащих. Через некоторое время женщину на носилках, в сопровождении родственников, отнесли в здание. Вы помните, что все умершие проверяются врачём. Она ожила – сказал Дили. Это чудо! Он сам видит такое в первый раз. Вот как бывает.

Подавшую признаки жизни женщину уносят.

На том берегу Багмати, с которого мы наблюдали за погребением, расположено много небольших ступ. Среди них обычно можно встретить разукрашенных йогов садху. Это излюбленное место встречи этих странствующих йогов.

Садху.

Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на https://arxitektor-panin.ru.

Продолжение следует…..

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Думаю, мы стали свидетелями двойного чуда. Настоящего чуда! Во-первых, ожила женщина, смерть которой констатировал врач, т.е. проверил тщательно и выдал свидетельство. Во-вторых, она ожила ДО того, как оказалась в центре погребального костра!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *