Довериться предчувствию. Нарва-Таллин-Стокгольм-Таллин-Нарва.
В Китае разгоралась эпидемия. Китай, конечно, далеко, и нас это еще не касалось, но какие-то смутные предчувствия начали волновать не на шутку – хотелось съездить хоть куда-нибудь. Но куда? Отпуск запланирован на конец лета, деньги отложены туда же, ведь африканское сафари – недешевое удовольствие. Поэтому сейчас возможно только скромное путешествие выходного дня.
В этот самый момент на Туристере подвернулся рассказ Юлии Алисовой, в котором она сообщила о круизах Таллин-Стокгольм-Таллин по невероятно низкой цене. А что? Неплохая идея…и добраться из Питера в Таллин – раз плюнуть… Работаем!
Паром бронируем на длинные выходные в честь 8 марта. Двухместная каюта обошлась в 70 евро. Получается, это цена за две ночёвки в отдельном номере с душем, плюс дорога из Таллина в Стокгольм и обратно! Спасибо, Юленька, за наводку!
В Таллин мы всегда ездили на своей машине. В этот же раз хотим опробовать более бюджетный вариант, подсказанный Максимом Старостиным, который почему-то ни разу не приходил нам в голову. Так же в Питере садимся в машину, но едем только до границы в Ивангороде. Там пешком переходим границу, и из Нарвы в Таллин едем на скорой комфортной электричке. Получается существенная экономия времени и денег. Мы не стоим на границе в непредсказуемо длинной автоочереди, пешком все намного быстрее. Не покупаем гринкарту на машину, не оплачиваем дорогую парковку в Таллине и не заправляемся дорогим эстонским бензином. Короче, сплошные плюсы. Спасибо, Максим, за подсказку!
Билеты на электричку покупаем он-лайн туда-обратно. Цена зависит от времени отправления и скорости.
Итак, едем! Точнее, уже идём на КПП в Ивангороде. Несмотря на приближение длинных выходных, очередь пешеходов небольшая и у нас, и у эстонцев. Но из пешеходного коридора не попасть в приграничный магазин дьюти-фри. Ну и ладно. На пароме будет огромный дьютик, там и развлечемся.
От КПП до ж/д вокзала в Нарве всего один километр.
Поскольку границу пересекли быстро, до отправления электрички остается время немного погулять возле нарвского замка.
Нарова – единственная река, которую я знаю, где сохранилось противостояние двух крепостей. На одном берегу стоит эстонский Нарвский замок, на другом – русская Ивангородская крепость.
На вокзале делать нечего, тут нет даже буфета. Хорошо, что станция Нарва конечная, поэтому в электричке можно комфортно расположиться у окошка за столиком. Дорога занимает два с половиной часа, а бесплатный вай-фай быстро съедает это время.
Вот и Таллин. Прямо напротив вокзала расположен парк, за которым видна крепостная стена старого города.
В начале марта парк не очень живописен, зато хорошо просматриваются крепостные башни.
А летом и осенью тут наверно ещё красивее.
Мы с удовольствием гуляем по узким улочкам вдоль крепостных стен.
Как-то раньше не доходили ноги в этот угол старого города.
Обедать идем к Трём Драконам в здании Ратуши.
Знаем, что обед там недорогой, вкусный и сытный. Да еще в обстановке средневековья. Похлёбка с пирожком, рёбрышки с огурцами, и пинта-другая пива обходятся в пределах 20 евро на человека.
К нашему большому удивлению никакой проверки багажа, никаких рамок, ну вообще ничего, чтобы хоть как-то обеспечивало безопасность плавания со стороны пассажиров! Покажите билетик – и получите ключ от каюты.
Практически сразу после обеда подошло время топать на паром.
Паромы, которые бегают между странами Балтийского моря, не отличаются большим разнообразием развлечений. Магазины, спа-салоны, рестораны и бесплатные вечерние шоу. Тем не менее, сама атмосфера на корабле сродни празднику. Приятно же вот так расслабленно путешествовать – сидя в удобном кресле на веселом шоу с рюмочкой вкусняшки!
Имея опыт таких поездок, мы знаем, что выгоднее завтракать на пароме, чем потом искать еду в городе. В этот раз “шведский стол” предложил большой и качественный выбор блюд. Особенно вкусна красная рыба – просто тает во рту. После такого завтрака до вечера ни разу не возникала мысль о перекусе.
В Стокгольме мы бывали не раз, поэтому сейчас хотим посмотреть город за рамками обязательной программы.
Основным средством передвижения между намеченными целями выбираем метро. В Швеции своя валюта. Менять евро на наличные кроны не хочется, мы же всего на один день, а по карте конвертация происходит по завышенному курсу, поэтому 4 билета на метро покупаем на пароме, тут цена в понятных евриках. И это оказалось ошибкой! Поскольку этих билетов нам не хватило, смело советую – покупайте их в метро. Даже с учетом конвертации по карте, они все равно значительно дешевле, чем на пароме.
Билет продается на время, в течение которого можно пользоваться всеми видами общественного транспорта сколько угодно раз. При первом использовании на билете компостируется время, до которого он действителен. На станциях метро есть вполне понятные схемы. В общем, разобраться не сложно.
Первой точкой наших интересов стало самое большое в мире здание в виде правильной сферы около станции метро «Глобен».
Построенная в 1989 году к чемпионату мира по хоккею сфера называлась просто Глоб (глобус). В 2009 году компания Эрикссон выкупила сферу, и официальное название стало Эрикссон-Глоб.
В ней проводят спортивные соревнования, и дают концерты. А сам Глобус изображает Солнце в шведской модели солнечной системы.
Но мы стремились не внутрь сферы, а на её вершину. Поднимает туда лифт-гондола. Такое полуколесо обозрения. Сам аттракцион забавный, но виды не очень впечатлили. Ну и ладно, мы это видели, мы это попробовали и вам показали.
Садимся в метро и едем три остановки в сторону центра. Выходим на станции «Слюссен», поворачиваемся лицом в сторону старого города и решаем, на какую смотровую площадку податься. Их тут три.
Вправо убегает улица Фьелльгатан, часть которой является смотровой площадкой. Обычно туда привозят автобусных туристов. Мы тоже там когда-то бывали.
Прямо перед нами расположена смотровая площадка Лифт Катарины. Эта конструкция была построена для облегчения подъёма на крутой берег. Подъёмник, правда, работает не всегда, но подняться на площадку можно и пешком. Только сейчас нам туда не надо.
Влево уходит живописная смотровая тропа Монтелиусваген. Она протянулась аж на 500 метров. Ни растения, ни здания не мешают делать панорамные снимки старого Стокгольма.
Есть скамейки для отдыха и мало туристов. Вот туда мы и пойдем.
Именно здесь, фотографируя старый город, я сделал для себя небольшое открытие: крыши Стокгольма черные! Не терракотовые, как в большинстве старых европейских городов, не серые, какие тоже не редкость, и даже не зеленые, а угольно-черные! Говорят, таким со временем становится цинк – чем старее, тем темнее. Город цинковых крыш!
Следующая станция метро около точки наших интересов – «Ратуша». Это не та новая Ратуша, куда возят всех туристов, а старая Ратуша Стокгольма.
Рядом с ней есть два необычных здания. Одно – вытянутое и тонкое, как крепостная стена.
Другое образует круг с большим зелёным двором внутри.
Посмотреть на эти эксперименты жилой застройки любопытно, но и всё.
Времени до отправления парома остаётся ещё достаточно, чтобы к Желтому тоннелю идти пешком по совершенно незнакомым районам шведской столицы. Всегда интересно посмотреть на жизнь города в стороне от раскрученных туристических троп.
Так, гуляя, мы пришли на митинг. Компания феминисток с бразильским флагом дружно кричит:” Эль пуэбло унидо хамас сьера винсидо!” Все радостно хлопают.
Смысл этого митинга не очень понятен, но проходит он рядом с памятником премьер-министру Швеции, лауреату Нобелевской Премии Мира 1921 года Карлу Яльмару Брантингу. Это я дома вычитал, а тогда удивился, в честь чего тут Сталин?
Метрах в ста от митингующих стоят полицейские и спокойно на всё это посматривают.
Мы спросили у них дорогу к тоннелю и продолжили петлять по улицам в нужном направлении.
А вот и он – Желтый тоннель.
Он появился ещё в 19 веке для соединения двух районов города. Пробивали его в скале, на которой стоят и живут дома и улицы.
Тоннель очень простой, светлый и безопасный. И при этом фотогеничный. Примерно на середине тоннеля зазвучала музыка.
Нам же пришлось вернуться назад и поспешить на ближайшую станцию метро «Хёторьет», чтобы вернуться на паром.
Мы не посетили ни одного магазина, и даже ни одного кафе, отдыхали только в метро. Но мы получили массу удовольствия от того, что увидели, и от самой прогулки по солнечному весеннему незнакомому Стокгольму.
Вечером комфортно усаживаемся у панорамного окна в ресторане парома и в ожидании заказа наблюдаем проплывающие мимо острова.
Просыпаемся уже в Таллине. Вот тут, спускаясь по лестнице в зал паромного терминала, мы увидели полицейского, медика и какую-то штуковину, направленную на прибывших пассажиров. Вероятно, это – измеритель температуры. Благополучно миновав этот кордон, отправляемся в ту часть Таллина, куда туристы обычно не заглядывают.
Сначала подходим к новой Таллинской методистской церкви. Несколько необычное здание 2000 года постройки.
Потом углубляемся в район застройки начала 20 века. Тут сохранилось много деревянных зданий. Попадается неброский северный модерн. Спокойно, малоэтажно и зелено. Здесь совсем не чувствуется дыхание столичного города.
С интересом побродив по тихим улочкам, направляемся в сторону современных высоток.
Этакий ТаллинСити. Дух не захватывает, но симпатичные ракурсы поискать можно.
Тем временем захотелось уже что-нибудь съесть. Поскольку по пути ни одного интересного кафе нам не попалось (да практически никакого не попалось), мы направились в Старый город.
Уж там точно туристу не дадут умереть с голоду. В этот раз наш выбор пал на ресторан «Peppersack» («Мешок перца») просто потому, что тут мы еще не обедали. Исторический симпатичный интерьер, вкусная кухня, цены терпимые.
От Пепперсака до вокзала менее километра, поэтому на электричку мы идем не спеша, в очередной раз любуясь видами Старого Таллина.
Да чего же открыточный город! Сто раз видели, а глаз все равно не оторвать!
В Нарве у электрички нас встречают друзья Максим и Наташа. Садимся в их машину и едем на Петровскую площадь, это рядом с пограничным переходом. В кафе за интересной приятной беседой время летит стремительно, и нам уже надо идти в Россию. На той стороне заждался верный железный конь. До родного дома осталось 2 часа на машине.
А предчувствия не обманули. Буквально через пару дней ситуация с пандемией закрыла почти все границы. Мы успели вернуться до обязательного карантина для всех прибывающих из других стран. Наше последнее путешествие за кордон получилось молниеносным, расслабленным и красивым. Как последний глоток свободы…
Когда же мир вернется к нормальной жизни и все страны распахнут свои двери?
П.С. Упомянутые в начале рассказа фамилии – это коллеги по путешествиям с сайта Туристер.ру.
Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на https://arxitektor-panin.ru.