Города России,  Путешествия на автомобиле

Валдай – Крестцы – Великий Новгород

Валдай.

На ноябрьские праздники решили поехать в мини-путешествие в ближайшие города. Маршрут был такой: Санкт-Петербург – Валдай– Крестцы – Великий Новгород – Санкт-Петербург.

Карта маршрута

 

Осенний день короток, поэтому по приезду в Валдай сразу отправились в Иверский монастырь.

Он расположен на острове посреди озера Валдай. Место красивое и виды шикарные. Прямо к монастырю можно подъехать по хорошей асфальтированной дороге.

Валдайский Святоозерский Иверский монастырь был основан Патриархом Никоном в 1652 году. Деньги на благое дело из казны выделил царь Алексей Михайлович. Монастырь создавался по образу Иверского монастыря на Афоне, отсюда и название.

Как конкретный населённый пункт, Валдай впервые упоминается в 1495 году. Расположенный на почтовом тракте Москва – Санкт-Петербург, город развивался за счёт ремёсел. Особенную славу получили маленькие и большие колокола с малиновым звоном. Это заслуга именно местных мастеров. Как нам сказали в музее колоколов, и глина, и металл – всё было привозное.

Вторая фишка Валдая – баранки. Именно здесь стали делать первые русские баранки.

На следующий день с утра мы отправились гулять по Валдаю под мелко моросящим дождиком. Несмотря на неприятную погоду, Валдай произвёл приятное впечатление. Есть небольшой старый центр, где сейчас полным ходом идут работы по благоустройству.

Есть в Валдае один существенный минус – в городе стоят глушилки, которые выключают системы навигации.

Крестцы.

После обеда поехали в Великий Новгород. По дороге завернули в город Крестцы, более древний, чем Валдай.

Как понятно из названия и герба города, образовался он на перекрестье дорог. Не простых, а очень оживлённых дорог из Новгорода на Москву и из Пскова на Вологду. В старину пересечение дорог являлось местом смены лошадей и кратковременного отдыха путников. Даже сейчас, проезжая Крестцы по трассе М10, вы увидите множество торговцев пирожками и чаем. Мы коней менять не стали, и пирожков нам тоже ещё не хотелось. Просто немножко прогулялись по старой улице.

Первое упоминание Крестцов в летописях относится к 1393 году. Правда городом он стал лишь в 1776 году. Но бурного развития в Крестцах так и не произошло. Сохранилась всего одна улица с домами конца 19 – начала 20 века.

Единственное, чем славится город с древних времён по сей день – это особая вышивка крестецкой строкой. В Крестцах до сих пор выпускается одежда, украшенная этими узорами.

Но на фабрику, где расположен музей и магазин, нам попасть не удалось. Всё это открыто лишь по будням в рабочее время. Увы.

Великий Новгород.

С разными городами знакомство происходит по-разному. Некоторые выпиваешь залпом, где-то делаешь один-два глотка. А где-то сделаешь неспешный глоток, подумаешь, погуляешь, а потом вернёшься и ещё немного пригубишь. Вот так и с Новгородом. Пьём его небольшими глотками с длинными паузами.

В этот раз в Новгороде мы осмотрели две церкови: Михаила Архангела и Благовещания на Торгу. Они были построены в 14 веке, частично перестроены в 15 и 19 веках. Комплекс из двух церквей входит в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторические памятники Новгорода и окрестностей». Храмы не действуют, закрыты.

На берег Волхова вышли уже на закате.

Утром первым делом пошли в Грановитую палату. Наконец и до неё дошла очередь. Палата удивила. Во-первых, неожиданно увидели готические своды.

Выяснилось, что палаты строились в 15 веке приглашёнными немецкими мастерами. Видимо они и привнесли в Русь немного готики.

Во-вторых, первый раз увидели берестяные грамоты, о которых слышали ещё в школе. Оказывается, писали на бересте не по гладкой внутренней стороне, как я всегда думал, а по лохматой белой стороне.

Кроме этого, в залах бывшего дворца владыки выставлены потрясающие изделия древних ювелиров и Евангелие размером с человека.

Второй храм, куда мы зашли, была церковь Фёдора Стратилата на Ручью также из списка ЮНЕСКО. Построенный в 14 веке на деньги частного заказчика, этот храм стал образцом для многих новгородских церквей.

Трапезная и колокольня были пристроены в 17 веке.

Сейчас это архитектурный памятник и музей. В храме практически на всех стенах и сводах сохранились фрагменты фресок.

Фрески 14 века принадлежат или самому Феофану Греку, или его ученикам, поскольку носят имеют характерные черты его фресок.

Росписи церкви Фёдора Стратилата шли в одно время с росписями в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. А там точно установлено авторство Феофана Грека.

Вот так, за одну поездку, мы осмотрели два объекта Всемирного культурного наследия. Надо что-нибудь оставить на следующий раз, решили мы и поехали домой. На этом наше маленькое путешествие закончилось.