Воспоминания отца

16. “Утопленник”

Много было у меня разных командировок, но конечно самой экстравагантной была та, в которой я тонул на танке в Черном море.

Отдел обитаемости нашего института совместно с Военно-медицинской академией проводил эргономические исследования деятельности экипажа в условиях субтропического климата. Меня направили в Очамчыру (в Абхазии) для того, чтобы я сделал необходимые замеры параметров, определяющих рабочую зону, которые понадобятся при оформлении будущего отчета об испытаниях.

Я обратился к руководителю испытаний с просьбой допустить меня до машины, но он сказал, что некогда, машина все время на ходу. Жара была такая, что у девушек-медиков плавились тапочки, когда они забирались на броню, а влажность была такая, что вечером приходилось ложиться на мокрые простыни. Наконец дня через три экипаж отпросился помыть машину, обросшую болотной грязью, и мне разрешили поехать с ними и заняться своими делами, пока они заняты мытьем машины.

Это был собственно не совсем танк, а зенитный 4-ствольный автомат на гусеничном ходу «Шилка». Я забрался наверх вместе со свободными членами экипажа, и мы тронулись. Проехав километра три, машина направилась к кромке воды. Я думал, водитель поставит машину вдоль кромки, но он почему-то решил иначе и остановил машину так, чтобы нос коснулся воды. Но она не остановилась, а продолжала медленно двигаться дальше в воду. Понятно, это расступалась галька под тяжестью машины. Мы ждали, когда же она остановится, ведь нос все больше погружался в воду. Что думает водитель? И тут он вынырнул из воды и поплыл к берегу. Стало ясно, что ждать нечего. Мы все стояли на зенитных стволах (они расположены квадратом, зачехлены и повернуты назад по-походному). Мои попутчики один за другим попрыгали в воду и поплыли к берегу. А машина все глубже погружалась.  Я тянул до последнего, потому что в руках у меня была сумочка с принадлежностями для замеров и бумагой. «Ловите!»- крикнул я и бросил сумочку, но она не долетела и все-таки попала в воду. Я выплыл на берег и встал рядом с членами экипажа, грустно смотрящими на то место, где полностью скрылась их машина.

Я пошел, потом побежал, потом пошел в штаб, куда меня отправил экипаж с этим печальным известием.

Машину вытянули при помощи другой машины (водитель долго нырял и все-таки сумел закрепить буксирный конец). На следующий день я увидел этого «утопленника», всего облепленного водорослями, а рядом на расстеленном брезенте лежало все то, что удалось снять с машины.

О дальнейшей судьбе водителя и его машины я ничего не знаю.