Экспедиция в Казахстан 2019

Экспедиция в Казахстан. Продолжение 2.

Предыдущая часть здесь.

День 8. Дорога и гора Бакты.

После приятного отдыха у нас наступил этап, когда мы уезжали от цивилизации на 4 ночевки. Такой ощутимый отрезок полностью походной жизни. Если устройствами для зарядки девайсов мы затарились еще в России, то едой, водой и бензином надо было запасаться прямо тут.
Следующей нашей задачей было получение разрешения на въезд в Устюрский заповедник. Благодаря предварительным договоренностям нашего руководства с министерством туризма Казахстана, с этим справились без проблем. Теперь скорее дальше, к чудесам!

Идем смотреть самую глубокую впадину Казахстана Карагие. Ниже отметки моря на 132 метра!

Да, в Казахстане есть прекрасные трассы. Есть просто дороги. А есть направления. (Нам очень-очень повезло с погодой. Мы ездили не по раскисшей степи, в которой застревало довольно много машин, а по твердому грунту.) В степи целая сетка колей. Они сходятся, расходятся, слипаются и пересекаются. Между колеями разной глубины растет травка разной высоты.
Как наш командир Николай ориентировался в этих разбегающихся колеях я до сих пор не пойму. Но каждый раз выводил куда надо. В этом смысле хорошо ехать в середине автоколонны. Все решения принимаются впереди, а ты просто стараешься не отстать.

Впадина Карагие.

Пока я вам всё это рассказываю, мы как раз рассекали по такой исчирканной степи, ловко объезжая черепах и весело подпрыгивая на поперечных колеях. Вдруг я почувствовал какой-то новый запах. У нас ничего не горит? – спросила Алла. Мы сообщили об опасениях по рации. Тут же последовала команда стоп и, лихо развернув машины мы поставили их поперек дороги над глубокой колеёй.
Должен упомянуть, что местные неоднократно предупреждали нас об опасности пожара из-за набивающейся под днищем травы. Но я думал, что это происходит ближе к осени, когда трава сухая. Сейчас же она совсем зелёная. Проверка на запах показала, что источник был под вторым экипажем. Николай залез под машину и принялся выковыривать тлеющую траву подобранной где-то реберной костью. Температура между выхлопной трубой и защитой картера такая, что и зеленая трава начала тлеть. А при движении, на ветерке, тлеющая трава очень быстро превращается в пылающее пламя!

Эх, дороги ….Дастеры молодцы!

Произведя очистку и проверив остальные машины, мы двинулись в путь. Теперь такие остановки с чисткой и проверкой стали регулярными при первых же нотках запаха горящей полыни.
Дальнюю дорогу по степным грунтовым дорогам мы скрасили съемками гонок по высохшему солончаку. Вот это было интересно! Мы решили снять несколько заездов Дастеров с построениями разных фигур, снимая на видео с квадракоптера.

Чтобы солнце не мешало управлять квадракоптером, Егора накрывали толстовкой.

Если движение лесенкой получилось сразу, то с ромбиком пришлось повозиться. Николай установил машины в правильный ромб, потом подошел к водителям боковых и задней машин и попросил их запомнить, как относительно них расположены другие машины. Как бы построить прямую от глаз, до соседней машины, чтобы на пути оказалась примета нашей машины. Как в прицеле. И двигаться, удерживая эту связь.
Как это оказалось не легко! Но чуть-чуть получилось. Теперь я понимаю, как сложно выстраивать летчикам всякие фигуры на авиашоу. Сколько за этим стоит работы!

Если проследить за петляющей дорожкой, то на горизонте можно увидеть гору Бокты.

Вот на горизонте показалась гора какой-то очень правильной конусообразной формы. Это и есть гора Бакты к которой мы едем. Разглядывая гору по мере приближения, мы обсуждали по рации, что за горизонтальная розовая полоса разделяет на двое белый слой мелового периода? Победила версия, что это креветочный слой. Таким же слоем были украшены и обрывы этого древнего моря, у которых встали лагерем.

Гора Бокты.

Собирая палатки, увидели, как вдоль Бокты медленно, на одинаковом расстоянии и с одинаковой скоростью двигаются верблюды. Как в кино. Вот откуда они тут? На десятки километров ни одного дома нет.

Верблюды у Бокты.
Наш лагерь.

Когда стали собираться к ужину, прибежал Олег и высыпал на стол горсть зубов древней акулы. Судя по размеру это были не большие акулы, но очень древние. Раз их зубы застряли в меловых отложениях. Еще были обнаружены окаменевшие морские червяки и стебли доисторических растений. Не зря Олег и присоединившиеся к нему до темноты лазили по каменному обрыву согнувшись пополам.

Чинки – так называются крутые высокие обрывы.
В поисках окаменелостей.

День 9. Урочище Босжира.

Гора Бокты от лагеря.

Перед завтраком я с Алей, Виктором и Аней решили подъехать к горе поближе, благо ничего этому не мешало.

Лапы Бокты.

Основание горы вблизи напоминает гигантские лапы животного. На беловато-желтоватой твердой породе растут тёмно-коричневые каменные цветы.

Каменные цветы.

И опять масштабы, масштабы, масштабы! Очень впечатляет, когда видишь вблизи и вживую. Высота этой горы-останца 165 метров. Имя Бокты, в переводе на русский – пирог, гора получила за свою полосатость. Красивая и неповторимая гора.

Гора Бокты вблизи.
Вид на Бокты с плато.

Когда стали собирать лагерь, вдруг раздался женский визг. Под одной из палаток обнаружились скорпионы. Сначала один, потом еще два. Все схватили свои камеры, смартфоны и бросились фотографировать маленьких (3-4 см.), почти прозрачных насекомых. Присъёмках ни скорпионы, ни люди не пострадали.

Виновник утреннего переполоха.

Ну а нам пора ехать к одному из знаменитейших мест Устюрского заповедника – урочищу Босжира. Уро́чище это народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Урочищем может стать любая часть местности, отличающаяся от остальных участков окружающей местности.

По прямой всего 20 километров. Но это на карте. А по дорогам… Да еще по таким! У нас на это ушел весь световой день. Сначала отметились у егерей, дежуривших на въезде в урочище.

Разговор с егерями.

Как я понял по ситуации, здесь заповедником считалось дно моря, на котором стоят причудливые красавцы останцы и где обитают редкие птицы и животные. А на верху, над высоким обрывом, уже не заповедник. А просто плато Устюрт.

Клыки Босжиры.

Начать знакомство с заповедником решили с осмотра двух скал под названием «Клыки Босжиры». Спустившись вниз мы запылили к цели.

Да, торчат. Действительно как клыки. Стрёмно, но не сильно впечатляет. Перекусив бутербродами, поехали обратно в поисках дороги на верх. Где-то там должны быть потрясающие видовые точки. Если верить картинкам в интернете. Я, когда смотрел на фотографии корабля Босжиры перед поездкой, думал это не реальность.

Вот тут было ехать красиво! Сначала наши Дастеры лихо взобрались на гребень. Потом долго мчались по гребню между двух низин. Затем забирались на такую горку, что ради безопасности высаживали пассажиров из машин. А дальше ехали по узкой грунтовке, когда с одного бока гора, с другого пропасть.

Дорога.

И вот мы на плато. Здесь его край изрезан каньонами и оврагами. Мы подъезжали к выступающим вперёд отрогам и смотрели виды. У одного из таких выступов было решено ставить лагерь. Начинался дождик и ездить по скользкому грунту становилось опасно. Да и лагерь проще ставить пока светло.

Ставим лагерь.

Пока возились с палатками и ужином, дождик кончился. Неугомонные Виктор с Анной поехали искать Корабль Босжиры, ради которого они поехали в экспедицию, а мы взяли складные стулья и пошли любоваться закатом.

Фантастические закаты Босжиры.

А закаты здесь – умопомрачительные! Мы наверху обрыва, перед нами пропасть с фантастическими горами и заходящее солнце играет лучами. Такого нигде не увидишь.

День 10. Урочище Босжира.

Утром встали рано. В палатках обычно не долго спится даже совам. На улице стоял туман. Тех прекрасных пейзажей, которыми ещё вчера упивались – не было. Что тут сделаешь? Правильно, пойдешь завтракать, собирать палатку, а там видно будет. И действительно, когда мы упаковали вещи в машины, из рации раздался радостный голос – видно! Все поехали к Виктору.

Корабль Босжиры.

Когда вышли из машин и подошли к краю, многоголосый выдох потряс этот мир! В мире есть красота! Она существует! Мы это увидели! Мы в сказке! Вот такие слова слетали с наших губ при виде этого чуда.

Да, это существует. И мы там были.

Внизу мы увидели несколько крошечных машин. Это были другие туристы. Мне стало их жаль. Самый потрясающий вид был именно отсюда, сверху.

Вид на урочище Босжира.

Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, мы поехали дальше.

В этом районе Казахстана поселения встречаются редко, заправки еще реже. Прикинув ежедневный расход воды, решили вернутся в ближайшее поселение и пополнить запасы. Заодно побаловали себя местным мороженым.
Следующей целью был солончак Карынжарык с монументальными останцами «Три брата». Но дорога кончилась в каком-то Богом забытом ауле. С трудом найдя живую душу, наши командиры пошли выяснять как проехать на Карынжарык. Договорились, что утром местный покажет дорогу и немного проводит нас. Решили ночевать в холмах за аулом.

Наш домик.

Продолжение следует….

Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на https://arxitektor-panin.ru.