Экспедиция в Казахстан 2019

Экспедиция в Казахстан. Продолжение.

Начало здесь.

Астраханьский Кремль.

День 2. Астрахань.
Времени у нас было мало, поэтому сразу поехали в Кремль. Сам кремль красив, интересен и ухожен.

Но что удивило, у стен кремля мы не увидели Волги. Обычно города ставят на слиянии рек, так как водные торговые пути самые дешевые.

Астраханьский Кремль.

Ну и с военной точки зрения при постройке крепости используются естественные преграды для противника. А тут кремль на достаточном удалении от реки.

До набережной все же дошли. Рыбаками полюбовались.

Астраханьские рыбаки.

Но ни красивых мостов, ни белых беседок-ротонд не увидели. Получив смс-сигнал к сбору, мы поспешили вернуться к отелю.
По результатам переговоров с Рено и осмотром пострадавших машин, было дано разрешение продолжать экспедицию всем, кроме одного автомобиля. Но это была не единственная жертва. Вячеславу пришлось остаться в Астрахани утрясать все детали с ГИБДД и Рено. После трогательного прощания, утирая слезы мы выдвинулись в Казахстан.
Как оказалось, первые 300 км в Казахстане дороги нет. Ну как бы она есть. Но какая! Самое подходящее описание – это дорога после артобстрела или бомбежки. Ну нет ровного участка больше 100 метров, что на дороге, что на обочине. Хорошо хоть движение не интенсивное и можно объехать переваливающие через ямы фуры. Но плохая дорога — это ещё полбеды. Нам же надо наверстывать полдня, потерянные в Астрахани на аварию. Так что после бессонной ночи пришлось заниматься не просто слаломом, а скоростным слаломом. Вот так мы ехали примерно 9 часов. Под конец я стал вырубаться и во избежание аварии уступил руль второму водителю нашего экипажа Егору.
Несмотря на все старания, до запланированной ночевки в Бейнеу мы не добрались. Остановились в Атырау, чтобы поспать хоть 4 часа.

День 3. Дорога. Солончак Тузбаир.

Человеческий организм уникален. Даже такой короткой ночевки хватило, чтобы прийти в себя. Бодро, по нормальному шоссе, мы помчались на встречу приключениям. Но не все так быстро делается, как на бумаге пишется. Как и многие экспедиционеры, я первый раз был в степи. Ощущения очень непривычные для жителя европейской части России.

Сначала ничего не происходит. Потом начинаешь понимать, что что-то не так. То есть вроде все на месте: экипаж, машина, дорога, горизонт, линия электропередачи. Потом понимаешь, что эта картина не меняется уже часа три. То ли время остановилось, то ли пространство?
Из-за отсутствия ориентиров, вообще не понятно сколько до горизонта. Может 5 км, а может 25 км? Все равно никак не доехать. Полная потеря масштаба и ощущение двухмерности пространства. Если бы я тут жил, то был бы уверен, что земля плоская как блин. И совершенно пустая.
И вдруг, в опровержение моих слов, мы видим стадо верблюдов вблизи к дороге.

Все как по команде, не обсуждая это по рации, свернули на обочину и высыпали из машин.

Общение с верблюдами.

Как выяснилось, верблюды очень прикольные, симпатичные, и даже мимишные животные.

Ну прелесть же!

Эта неожиданная фотосессия очень разукрасила степное однообразие. Наполненные эмоциями мы сели по машинам и продолжили путешествие. Бескрайняя степь снова стала затягивать в бесконечную монотонность.

Вдруг что-то впереди поменялось. Что-то произошло с линией горизонта. Появилась впадинка, куда исчезали машины. Вскоре мы подъехали ближе и вау! Вскрики изумления прозвучали во всех машинах. Так резко, необычно и красиво мир из двухмерного стал трехмерным! Дорога, плавно изгибаясь вела в долину.
Перед нами раскинулось очень необычная картина. Это не долина. Это больше похоже на дно моря, из которого выпустили воду. Как из ванной. Мы ехали, ехали по совершенно ровному плато и вдруг опустились на дно моря. Причем дно моря было такое же ровное, как и плато, с которого мы спустились. И такое же пустое. Если посмотреть на Гугл карты, то видно, что почти весь район Мангышлака раньше был под водой Каспийского моря. Миллионы лет назад.

Солончак Тузбаир.

Мы свернули на грунтовку и поехали на поиски солончака Тузбаир, где была запланирована наша первая ночная стоянка лагерем. Курс взяли на ближайшие горы-останцы. Когда подъехали ближе, то снова прозвучало – Ах!

Перед нами открылась еще одна впадина, на дне которой поблескивали соленые воды солончака Тузбаир. Спуск с плато во впадины такой крутой, что без альпинистского снаряжения и опыта не возможен. Дорог поблизости не видно. Мы разместили лагерь наверху найдя у подножия горы более-менее ровную площадку.

Вставал ли я лагерем? Да, бывало такое. Несколько палаток на траве в прямой видимости озера. Кострище и вечерние посиделки за чаем с дымком. Здесь все было не так. Озера или реки рядом не было. Совсем.
Мягкой свежей травки на упругой земле тоже не было. Вместо этого ставили палатку на твердую пыльную поверхность. Редкие жёсткие растения только ухудшали ситуацию. Хорошо хоть колышки входили в эту землю спокойно, без применения молотка.

Солончак Тузбаир.

Первый лагерь ставился немного сумбурно. Кто-то сразу побежал фотографировать, а потом ставил палатку. Кто-то сначала соорудил свой домик, а потом пошёл изучать окрестности в поисках красивого ракурса. Или просто любовались необычными пейзажами.

Сейчас солончак был в тени. Все надеялись сделать хорошие кадры утром, в волшебном рассветном свете. Первый походный ужин состоялся уже в темноте, при свете настольных и налобных фонариков.

Костра и чая с дымком не было, так как дров не найти на многие десятки километров. Пришлось это удовольствие походной жизни заменить на другое. По кругу была пущена бутылочка Егермейстера. Это помогло снять усталость последних ночей и быстро уснуть.
Еще во время подготовки к экспедиции, мы обсуждали что надо взять с собой и какие могут возникнуть проблемы. Одной из обсуждаемых проблем стал туалет. Мы не были в степи, но представляли, что спрятаться там особо негде. Было решено взять с собой походные платки-туалеты и лопату. Выкапываешь ямку и ставишь над ней специальную высокую палатку. Перед отъездом все закапываешь вынутой землей и снимаешь палатку. Главное, как показал опыт, не ставить палатку так, чтобы на восходе или закате получился театр теней, как у нас один раз вышло. А так очень удобное приспособление.

Первую черепашку мы встретили на стоянке у солончака Тузбаир.

День 5. Гора Шеркала и замки Айракты.
Проснувшись и позавтракав, мы вдоволь на фотографировались диковинных пейзажей. Вроде и горы, но не горы. Вроде обрыв берега, но моря нет. Но масштабы! Это все не возможно ни обойти, ни осмотреть.

Гора Шеркала.

Ну а нам пора ехать к горе Шеркала. Сначала думал и что в горе может быть такого особенного? У Шеркалы, как и у многих других останцев, очень крутые склоны и пологая шапка над белым поясом мелового периода. Да немного похожа на гигантскую юрту. Но тут главное впечатление от масштабов! Всё-таки высота 332 метра! Видно её из далека, а по мере приближения она всё растёт и растёт.

Вокруг Шеркалы мы обнаружили россыпи каменных шаров – конреций. От маленьких до более метра в диаметре. Интересное и необычное, до сих пор не объясненное, природное образование.

Конкреции – каменные шары природного образования.
Фотосессия Дастеры на фоне Шеркалы.
Экспедиционеры, Дастеры и Шеркала.

Ну а мы двигаемся дальше к замкам Айракты. Найти их оказалось не просто. У нас же не было карт с указанием дорог. Пришлось тормозить и спрашивать местных.

Замки Айракты.

Как выяснилось, конкретной горы или места «Замки Айракты» нет. Это понятие несколько условное. Покружив среди причудливых остроконечных гор, мы выбрали площадку посимпатичнее и остановились. И как бы оказались на съемочной площадке. Вокруг нас поднимались живописные скалы, в долине между которых пасся небольшой табун лошадей.

Прямо идеалистическая картинка! Здесь нас посетило умиротворение и спокойствие.

Приехав засветло, мы успели сделать достаточно закатных снимков.

Замки Айракты.

Но утром, еще до завтрака, снова побежали снимать те же горы в другом освещении.

В островерхих скалах меняющийся свет постоянно открывает новые и новые виды.

Замки Айракты. Вид на лагерь.
Замки Айракты.
Мачек. Маленький казахстанский мак.

Можно развлекаться целый день, но пора ехать дальше.

День 6. Упавшая земля и пляж со змеями.

Мечеть Шакпак-Ата.

Сначала наш путь лежал к одной из подземных мечетей. Эти мечети и не совсем подземные. Они вырублены в высоком отвесном обрыве.

То есть скорее представляют собой рукодельные пещеры.

В этих местах дерева нет, поэтому строят либо из камня, либо в камне.
Сама мечеть Шакпак-Ата совсем не впечатлила. Хотя она была древняя и известная.

Надпись еще из времен СССР.

А вот необычно выветрившиеся камни смотрелись очень интересно.

Недалеко внизу раскинулся небольшой город мёртвых. То есть кладбище.

Город мёртвых.

Ну а мы двигаемся к следующей природной диковинке.
Жигылган переводится как упавшая земля. Вот тоже загадка. Ну как земля может упасть? Это на землю может что-то упасть. Но в Казахстане и земля может упасть.
В очередной раз, выйдя из машин, мы дружно выдохнули – ах!

Жигылган.

Вот уж действительно трудно представить, какая тут случилась катастрофа?

Кусок берега примерно 2.5х5 километров рухнул вниз на несколько десятков метров!

Жигылган. Слева в верху человечки помогают представить масштаб.

Вот справа и слева от этого места после крутого обрыва земля полого опускалась к морю.

Справа от Жигылган.

А тут бах! Некоторые куски были около ста метров длинной, и 30 метров шириной.

Жигылган.

Просто циклопические размеры!

Потрясенные мы провели здесь более часа. Это никак было не вместить ни в голову, ни в фотоаппарат.

Были у нас остановки, которые совсем не впечатляли. И следующая ночевка в отеле не запомнилась бы ничем, если бы не странное название поселка Баутин (и не Буратино, и не Баунти) и вкусные горячие манты на ужин.
День 7. Пляжный.
Утром был такой ветер, какого местные не помнят уже несколько лет. Но нам то куда деваться? У нас именно сегодня по плану пляжно-купательный день. Делать нечего – едем, хоть ноги помочим в Каспии.
Сначала мы решили завернуть на пляж Саура.

Пляж Саура.

Рядом с одноименным каньоном, в конце которого есть маленькое круглое озерцо. Тут нас ждали два разочарования и один испуг.
1. Разочарование 1. На море был сильный ветер и купаться как-то сразу расхотелось. Тем более загорать. Было еще не так жарко.

Не спокойное Каспийское море.

2. Испуг. Когда подошли к воде, обнаружили большое количество змей и змеек на песке и в воде.

Тем более купаться тут не хочется.

Пусть даже они и не ядовитые. Испуг правда длился секунды. Потом все схватили камеры и стали бегать снимать уползающих в ужасе змей.

3. Разочарование 2. Поехали смотреть каньон. Он конечно не гранд и без реки, но впечатляет.

Каньон Саура.

С трудом разглядели маленьких черных черепашек у края воды.

Там на камнях и у воды черные черепашки.

Они какие-то жутко редкие и древние Но спуститься к ним ни как.

Озеро Саура.

Что ж, поехали в Голубую бухту.

Голубая бухта.

Вот где красиво! Даже в ветреную погоду.

Волны здесь не такие большие, змей не видно, и мы пошли купаться. Водичка бодрила. Всё же ещё самое начало мая. Но мы это сделали.

Купание в Каспийском море.

А теперь скорее в Актау, где нас ждёт отель с душем и вечерний поход в ресторан.

Атырау.

В первое посещение города Актау, мы с ним толком не познакомились. Не было времени.

Актау.

Но кроме ресторана нас у отеля ждал приятный сюрприз. Разобравшись с ДПСниками и обговорив всё с Рено, к нам в экспедицию смог вернуться Вячеслав. Мы были несказанно рады.

Слева Николай (Главный редактор Туристера), справа блоггер Вячеслав.

Помывшись и надев все самое чистое и не мятое, мы отправились в ресторан. Насидевшись в машинах решили прогуляться пешком. Заодно и аппетит нагулять.

Идем в ресторан.

А город готовился к 9 мая. На фоне последних политических заявлений про войну в некоторых западных (и не очень) странах, было приятно увидеть нормальное отношение к подвигам наших дедов здесь.

Актау.

Ресторан, он и в Актау ресторан. Долго готовят заказанное блюдо и не спешат подавать, чтобы вы успели в ожидании заказать еще салат и вино. В общем вкусно и не дешево. Это я про салат, вино и жаренных судаков. А вот заказанные бишбармак и фишбармак не впечатлили.

Бишбармак.
Фишбармак.

Куча теста и немного мяса либо рыбы. Ресторан тут может и не при чём. Скорее мне эти блюда показались не интересными. Вкуса мало.

Продолжение следует….

Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на https://arxitektor-panin.ru.