Воспоминания отца

8. Графика

Пока я учился в Военмехе, я принимал активное участие в работе коллектива сатирической стенгазеты “Оса”. Газета отличалась тем, что каждая тема занимала лист ватмана А1, так что каждый выпуск занимал всю стену Розового зала и привлекал всеобщее внимание. Когда я увидел объявление о приеме в студию плаката и карикатуры при ДК им.Горького, я заглянул туда и задержался на несколько лет.

Студия была под руководством “Боевого карандаша”, поочередно руководили ею художники Гусев, Беломлинский, Меньшиков, Иванов. Периодически устраивались выставки. Побывали мои работы на Всесоюзных выставках самодеятельных художников в Москве (в Манеже), потом у нас в Русском музее (правда, на лестнице). Появлялись наши работы  и в печати – в ленинградских газетах, в журналах “Веселые картинки”, “Пингвин”. Два моих плаката напечатали в “Боевом карандаше”. Однажды Дом народного творчества взял мой рекламный плакат, посвященный Дню песни, отпечатал большим тиражом и украсил им весь город, жалко только, что бесплатно. Впрочем, на гонорар за две картинки  в журнале “Веселые картинки” мы купили секретер, который до сих пор как памятник стоит в спальне.

Апофеозом моих занятий в студии явились, пожалуй, съемки в  документальном фильме Ленинградской студии научно-популярных фильмов о четырех самодеятельных художниках под названием “Палитра – моя жизнь”.

Одним из этих четырех оказался я. Эпизод в студии сняли легко и просто – разбросали на полу мои плакаты, и мы с умным видом будто бы что-то обсуждаем. Потом режиссер с оператором приехали ко мне домой, ужаснулись нашей клетушкой в коммуналке и сказали, что это никуда не годится. Тогда они уцепились за одну из моих картинок, на которой несколько детишек забрались друг другу на плечи, и самый верхний протягивает жирафу цветочек. А жираф – это зоопарк, это совсем другое дело. Они быстренько сняли тигра, белых медведей, а потом меня с сынишкой на руках, а он протягивает жирафу какую-то ветку. Будто вот так у меня родилась идея той картинки.

В Стройиздате я сделал обложки для двух книжек, а потом мне поручили проиллюстрировать книгу о ремонте квартиры своими силами. Иллюстрации мне показались скучными, и я по согласованию с художественным редактором ввел проходной персонаж – смешного человечка в шляпе из газеты, который делал то, о чем шла речь в данной иллюстрации. Но главный редактор, оказывается, возмутился – это мол дело серьезное, тут не до смеха. А худред отстаивала мое решение, и они так разругались, что худред вообще ушла из этого издательства, и о дальнейшей судьбе этой книжки я ничего не знаю. Позже я оформил в издательстве ИМА-пресс книгу “Уроки машинного вязания” – и обложку, и все 96 иллюстраций, которая вышла тиражом 100 тыс. экземпляров.

Однажды два приятеля, любители художественной фотографии, устроили вылазку в Выборг, в парк Монрепо и привезли кучу прекрасных пейзажных фотографий. Я выпросил у них несколько фотографий на некоторое время и сделав акварельные копии, оформил их картонными паспарту.

Увидев их у меня на стене,  наша знакомая Вера П. предложила попробовать делать такие акварели на продажу. Стояли тяжелые девяностые годы, и некоторая материальная поддержка была бы очень кстати. Я копировал в акварели разные фотографии, репродукции, открытки, были и самостоятельные работы. Вера продавала их по 50 рублей за штуку, а сделал я их за 2-3 года штук 100.